Разумное использование земли с давних пор является одной из основных и постоянных функций государства, а государственный контроль (надзор), в свою очередь, служит мерой воздействия, побуждающей к эффективному использованию земельных ресурсов.
Право на землю – один из ключевых вопросов в истории человечества, а споры о владении и определении границ на протяжении веков влияли на глобальные геополитические и экономические процессы. Поэтому измерение, межевание и картографирование земель, определение границ, учет и контроль недвижимости – важнейшая деятельность для любого государства.
В 2004 году была создана Федеральная регистрационная служба, которая с 1 января 2005 года осуществляла государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на всей территории России. А 25 декабря 2008 года вышел Указ Президента РФ (вступил в силу с 01.03.2009), по которому Росрегистрация была переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) с возложением на нее функций упраздненных Роснедвижимости и Роскартографии.
В октябре 2012 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным было дано поручение повысить эффективность государственного земельного надзора, что явилось катализатором подготовки законопроектов в этой области.
Так, с 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который изменяет отдельные положения Земельного кодекса. Законом были закреплены права государственных инспекторов по использованию и охране земель. В вопросах организации и осуществления государственного земельного надзора произошли заметные изменения.
Новыми положениями Земельного кодекса Российской Федерации, вступившими в силу с 1 января 2015 года, введен институт административного обследования объектов земельных отношений.
Другим важным направлением работы по совершенствованию законодательства являлось увеличение размеров административных штрафов за нарушения земельного законодательства и нарушения, связанные с неисполнением предписаний об устранении таких нарушений.
С 01.07.2021 вступил в законную силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», целью которого является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, нежели наказание за совершенное правонарушение.
Достигается это за счет профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений, их пресечения и устранения последствий допущенных нарушений.
Все действия по проведению контрольных (надзорных) мероприятий теперь отражаются в информационной системе. Для этого создан Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Благодаря этому лица, в отношении которых проводятся проверки, смогут отследить правомерность их проведения, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям.
Проверки стали короче, так срок проведения документарной и выездной проверок теперь не превышает 10 рабочих дней, по действующим ранее правилам, проверка могла длиться до 20 рабочих дней.
Кроме того, выездная проверка теперь проводится только в исключительных случаях.